17 июня, 2011

Восхищающее высшее образование


  Я сегодня был в Красноярском государственном художественном институте на защите дипломов студенток-дизайнеров (семь особ и не одного парня, да). Сам я туда попал потому, что делал для одной из дипломниц сайт, по её дизайну. Про сам проект я расскажу в следующем посте, а сейчас мне хочется поделиться своими мыслями и эмоциями по поводу того как происходила защита.
  Я оказался просто поражен уровнем выпускных работ, которые они там представляли. Эти работы кажутся работами профессионалов, которые уже не первый десяток лет на рынке. Я думал, что тот дизайн, на основе которого я делал сайт, это гениальное исключение из правил, но нет! Каждая из семи девочек представляла громадное полотно графических материалов, размерами, примерно, 1,5 на 3 метра, разные мелочи, типа кружечек, футболочек, пакетов с символикой, или готовую книгу/альбом , в случае дизайна книги/альбома! И всё это не абы как, а очень красиво выполнено, дизайн на высоте. На фотках можно увидеть часть всей этой красоты (снимал на телефон с галерки, но лучше фоток пока нет).



  Некоторые работы уже не просто проект в теории, а реально выполненные задачи, такие как, например, фирменный стиль для красноярского сообщества туристов-альпинистов "Вездеход". Некоторые сделаны настолько хорошо, что вероятность их реализации приближается к 100% (так Зотов сказал, я то не шибко профи в этом), такие как книга-альбом о городе Енисейске, сделанная к их дню города. В общем, то, что было представлено на защите это уже настоящая, живая работа дизайнера, не просто приближенная к реальности, а на самом деле реальность.







  Я вспоминаю защиту нашей группы, да и многие защиты знакомых технарей, о которых они рассказывали - 80% дипломников планировали "покраснеть" 15 минут и выдохнуть, получив диплом. Многие работы просто теоретические изыскания или исследования, не имеющие под собой реальных ног и не несущие вообще никакой ценности. Сам я защищал программу для создания защищенного, шифрованного шифром по ГОСТу, VPN соединения. И хоть это вполне реальная, работающая программа, она была настолько далека от практического завершения как любая программка, написанная на коленке для личного пользования - не было ни документации, ни лицензирования и вообще, ничего связанного с реальным миром, кроме сопсно написания кода. Про тех студентов, которые выходят на защиту и даже не понимают, что они зачитывают я вообще молчу. Почти все дипломные работы технарей, которых я знаю, сразу после защиты отправляются на пыльную полку в архив.
  Под впечатлением от увиденного, я начал расспрашивать Женю о том, откуда такой высокий уровень. Я просто и не предполагал, что студенты способны на такое - я сначала искренне считал, что многие из них представили проекты, которые уже реализованы на самом деле в рамках работы в какой-нибудь дизайн-студии. Расспрашивал и про то, какие раньше были защиты и о реализации проектов, у которых её еще нету и, какбэ между делом, Женя сказал, что все хорошие проекты будут реализованы и... вся прибыль пойдет институту. По закону дипломные работы всех студентов принадлежат ВУЗу. И вот тут я понял секрет - все участники обучения заинтересованы в хорошей работе. Студентов действительно готовят к реальной работе, ведут диплом, дают дельные советы потому, что это полезно и выгодно обеим сторонам. Хорошая, дельная работа принесет деньги институту и дипломному руководителю, а студенту практические знания и замечательную работу в портфолио.
  Представьте, товарищи технари-инженеры, что делается следующий дипломный проект - реальная программа, для которой собираются несколько студентов-программистов, пару студентов-менеджеров, привлекают студентов-дизайнеров с других вузов или своих же, если есть, юристов, маркетологов, в общем, всех, кто может быть полезен и делается стартап, раскручивается, продвигается. Реальный такой, большой проект. Все участники получают незаменимый практический опыт и бывалых руководителей, которые действительно им помогают советами, а когда и делом, ибо, если стартап "стрельнет", преподаватели станут немного, но богаче. Или разрабатывается девайс - пусть всего несколько студентов участвуют, а не целое войско, как в прошлом примере. Продумывают его полностью, но на этом не останавливаются, а делают пилотную версию - собирают девайс на самом деле, пишут документацию - в общем, всё, что нужно для начала производства. Так же, с серьезной помощью преподавателей. А на защиту приглашаются люди, которые могут быть заинтересованы в производстве этого устройства. После защиты хорошего проекта ВУЗ получает деньги за продажу проекта производителю, а студенты тут же получают работу у этого производителя. Сладко, а?
  А главное, после такого, из стен ВУЗа выходит действительный специалист, который УЖЕ участвовал в настоящем, серьезном проекте и который УЖЕ готов работать не в роли стажера, как это обычно сейчас бывает. Наверняка учеба станет тяжелее, но она станет еще и интереснее. Я слышал, что в СФУ пытаются что-то подобное ввести на некоторых специальностях. Я всеми руками за то, чтобы это у них вышло.

1 комментарий:

  1. Кстати, сразу-же после защиты все дипломницы получили предложение от работодателей. У нас так всегда, дипломник выходит после защиты - его еще трясет а на него набрасываются с предложениями по работе.

    ОтветитьУдалить