16 июня, 2011

Новый подъем


  Это пост из серии "Дорога фрилансера". В них я рассказываю о том, как и с каким успехами/неудачами прошел очередной период моего бытия фрилансером. Здесь есть описание задач, которые я выполнял, ситуаций в которые я попадал и выводы, сделанные мной. Буковок очень много, так что если тема фриланса вам не близка или вы не моя жена (да, Маша, прочитай пожалуйста) не стоит тратить много времени на эту запись. Это присказка, не сказка, сказка вот там, впереди..
  Ровно сегодня я сдал один из самых крупных проектов, которые у меня были за всё моё фрилансерское время. Он достоин отдельного поста и он будет, но позже. Сначала я хочу рассказать, куда ведет меня моя дорога фрилансера - всё таки это основная тема этого блога. Последний раз я подводил итоги перед новым годом. С того времени довольно многое изменилось в моей жизни. Насколько я терпел неудачи в прошлом году, настолько я сейчас переживаю свой профессиональный подъем.

  Поворотным моментом в профессиональном плане было то, что я вновь бросил постоянную работу и ушел на вольные хлеба. Как это вышло? Да очень просто - меня уволили. =) В Ярмапе не самые простые времена настали в начале года и от меня избавились, как от наиболее нового и довольно дорогостоящего сотрудника. Будет немного пафосно звучать, но я сам собирался подать заявление дня на четыре позже того момента, когда меня попросили покинуть компанию. У меня просто банально не было работы. Если сначала было достаточно возни с онлайн-картой - пока изучил, пока какие-то моменты сделал, то потом задачи по карте кончились и меня перебросили на верстку, а когда и верстки не осталось директор благоразумно решил, что сопсно всё, пора прощаться. Что самое полезное было в этой работе? Конечно знания и люди, с которыми я познакомился. Например, там я встретил человека, который открыл для меня ModX CMS - систему, которую я сейчас считаю лучшей для создания простых и средне-сложных сайтов.
  Ушел я с Ярмапа с 1 марта, но работать над внешними проектами начал гораздо раньше. Вот например сайт агентства сопровождения бизнеса ЛК был готов еще в феврале. Это была первая работа в сотрудничестве с Зотовым Женей, которое дальше привнесло много хорошего и полезного. Помню, что обещал говорить реальные суммы и сроки - пожалуйста. Получил за работу 7600, потратил около двух недель. Зотову понравилось, что я смог реализовать изюминку в главном меню - эффект док-панели, и он стал мне предлагать другую работу.
  Далее пришло достаточно новой работы чтобы я мог не думать о поиске очередной постоянки: пришла работа от питерцов - точно такая же флэшка выбора квартир, которую для них делал, но для другого комплекса (20000 рублей и две недели работы), от них же, время от времени, идут дополнения к старой флэшке - добавление корпусов; через мою жену на меня вышла компания, которая занимается 1С поддержкой и, иногда, как посредник, берет работу по сайтам - сейчас я через них поддерживаю Десерт-Клуб. От старых ребят из s4p тоже приходит работа, но не так много - я сам начинаю помаленьку отказываться. С питерцами раньше работал через них, сейчас же напрямую - мне они сами предложили. Сейчас делаю задачу по написанию технической спецификации для крупного проекта (да, и это тоже могу), за которую выручу 20 т.р. с копейками. Но самые интересные проекты дает Зотов: сайт его студии (еще в разработке, на моем техническом сервере, но уже почти готов)(18000 рублей и три недели работы), Отклик (23800 рублей и несколько месяцев работы, но об этом подробнее в одном из следующих постов), а так же один проект, о котором рассказать не могу, но если мы его сделаем, то это будет бомба!
  Вообще Зотов - моё удачное знакомство в этом году. Он является владельцем своей небольшой студии дизайна, преподает в художественном институте и вообще талантливый человек. Он очень дорогой дизайнер, но это задает планку его задач - они действительно стоящие и их приятно делать, хоть и очень сложно зачастую выполнить все его пожелания и требования. И как человек он мудрый и понимающий. Недели две назад у меня был срыв, и я просто не мог работать и, несмотря на то, что нужно было в "аврал-режиме" делать Отклик, он довольно спокойно отнесся к этой ситуации и просто предложил перевести дух. Отклик, кстати, как я уже говорил, сегодня успешно сдал. Вообще старые ошибки меня кое-чему научили и теперь я очень внимательно присматриваюсь к людям, и с этим человеком мне уже хочется продолжать работать.
  С целью расширения спектра услуг, пробовал заниматься продвижением. Сделал вывод что не моё и точка. Узнал и выучил методы внутренней оптимизации - действительно полезные и логичные приемы (всем, кто в деле, советую знать) - буду исходя из них свою работу делать лучше, но за внешнее продвижение (покупка ссылок и подобная ересь) никогда не возьмусь.
  Из нового еще нужно отметить мою попытку самому вести проект. Попытка, сразу скажу, провалилась, но опыт получил хороший и, главное, меня это вставило - буду еще пытаться. Суть в том, что нужен был сайт для Группы компаний Аспект. На меня вышли через знакомого и работа пошла. Я привлек товарища Ивана в качестве контент-менеджера, Зотова Женю дизайнером, сам планировал делать верстку, код и рулить всем этим процессом. И шло всё замечательно - задачу определили, обо всём договорились. Сбой случился из-за организационного момента. Им нужно было юр. лицо для заключения договора. Сначала я договорился с одной фирмой, чтобы провести деньги через них, но в самый ответственный момент, прямо перед подписанием договора они, по своим причинам, отказались. А к тому времени я уже взял на себя обязательства перед контентщиком и дизайнером, выдал авансы со своего кармана и запустил работу. Я взял отсрочку подписания договора без отсрочки выполнения работы и начал оформлять своё ИП. До победы оставалось три дня.. Женя доделал дизайн и мы пошли его показывать. Не совсем всё гладко пошло и, с моей точки зрения, замечательный дизайн чем-то не устроил заказчика. Потом я узнал, что у него пошли какие-то финансовые проблемы и, судя по всему, заказчик решил соскочить, пока еще была возможность. Что он сопсно и сделал, пока наша договоренность не оформилась на бумаге. В общем аванс контентщику я отдал просто так, а Жене нужно было уже полную сумму - дизайн то был готов и мы с ним ушли во взаимозачет - его работа для Аспекта стоила столько же, сколько моя по созданию сайта его компании. Так в ноль и вышли. А готовый дизайн сейчас принадлежит мне - когда-нибудь найду клиента схожей тематики и просто продам этот дизайн ему.
  Наличие своего ИП хорошая штука - и уверенность вселяет в клиентов и самому как-то не так боязно. С тех пор, как закончилась история с Аспектом, он уже успел мне пригодиться - использую для работы с питерцами. Но сам факт открытого ИП и то, что мне понравилось организовывать работу самому, напрямую с заказчиком, навели меня на идею сделать свою студию. Есть уже много идей, как описать формат студии, чем выделиться от остальных существующих компаний и всё такое, но главное, что я так же и остаюсь фрилансером - своя студия это всего лишь бренд, маска, скрывающая меня одного и тех людей, которых я нанимаю. Вообще, даже работая на постоянке, фрилансер остается фрилансером - это уже философия, а не профессия. Согласитесь, как ни крути, наличие "студии" дает бонус в привлечении клиентов и +10 к доверию. В общем студии быть. Как только сделаю сайт, так сразу и начну пиарить. Буду раскручивать сразу два бренда - свою персону и свою студию. На самом деле даже, три... Есть тут интересное предложение от товарища Сашки, но пока об этом рано талдычить в интернете. ;)
  Для отчета фрилансера думаю хватит. Под занавес скажу, сколько фриланс мне принес в этом году. Думаю все интересующиеся темой задаются вопросом, а можно ли жить на прибыль от фриланса. Так вот, с начала года я заработал фрилансом 89 668 рублей. Учитывая, что не работаю на постоянке я с марта, то это 3,5 месяца и примерно по 25 т.р. в месяц. И каждый месяц идет рост, который останавливать я не намерен. Так что вот вам реальные цифры. Надеюсь моя открытость принесет кому-нибудь пользу, а не только поставит меня под удар перед налоговой. =) Кстати, если это читает представитель налоговой, то не ругайте меня - сейчас раскручусь, открою студию и буду платить вам ваши налоги. А если сейчас будете собирать с меня их - до студии просто не доживу и, в общем, меньше денег получите, вот. =)
  В качестве итога могу сказать несколько вещей. Первая - не сдавайтесь и не унывайте - даже отступление может быть тактическим. Всегда и в любом деле есть сложности, которые нужно преодолевать. Да и веселее с ними. Второе - стройте окружение из достойных людей. Это не просто, ведь такие люди взамен требуют и от тебя немалых усилий, но это того стоит. Последняя - учитесь правильно оценивать задачи и ставить сроки. Даже на постоянной работе старайтесь записывать и засекать время выполнения разных задач, если хотите стать свободным специалистом. У меня вот до сих пор нормально не получается подгадать сроки, хоть и всё меньше ошибаюсь со временем - начал пользоваться вспомогательными инструментами типа Toggl. Страшно, когда ошибившись со сроками попадаешь в ситуацию, когда горят одновременно несколько проектов - можно вымотаться в ноль, просрать оба проекта, потерять деньги и доверие. Я уже дважды был в шаге от такого, но оба раза чудом выпутывался. Так что следи за собой и будь осторожен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий