27 июня, 2010

Где ж я шлялся..


Вступление
  Всем здравствуйте. Прошу прощения, что так конкретно потерялся. Пропал я не только в блоге - я отказался от твиттера (follow me, кстати, I'm back (надеюсь твиплы меня читают)), отписался от многих подписок в ридере, ничего, почти, не писал в buzz. А причина моего такого ухода в информационную блокаду - сосредоточение на работе. Когда я решил оставить спокойное и нагретое рабочее место, я пообещал своей девушке, да и себе, что через три месяца я или буду получать деньги, либо брошу затею свободной работы. Время кончалось и пришлось очень сильно постараться и отказаться от всего, от чего можно было отказаться.
  За это время я многое успел сделать, многое успел понять, познакомился с новыми людьми, открыл в себе новые умения и развил старые. С другой стороны я соскучился по интернет сообществу, стал меньше встречаться с друзьями в офлайне. Но обо всем подробнее ниже.
  Этот длинный пост будет, большей частью, о моих продвижениях в фрилансе, но, так же, расскажу о некоторых оторванных от работы вещах - они тоже имеют значение. Думаю вам, мои читатели, интересно, сколько же получает фрилансер в начале карьеры. На что живет, и живет ли вообще, или просто пытается выжить. Потому я расскажу о всех ценах на мои работы и условиях, которые привели к этим ценам.



Студенты
  Ничего нет странного, что в это время года студенты становятся очень активными клиентами. И, большей частью благодаря связям, некоторые студенты стали клиентами для меня. Абсолютно всем я сделал скидки, так как советовали меня мои хорошие друзья, так что в описании я так же буду говорить, сколько бы взял без неё.
  Первый студент - брат моего друга и одногруппника Антона Незнамова - Миша. Его задача - три лабораторных работы, три части, которые, в итоге, сложились в курсовую. Полное описание работы выложил у себя в портфолио. Первую часть - основу, я сделал бесплатно, реально взял бы пару тысяч. Вторая часть показалась мне простой и я запросил с Миши 300 рублей, с расчетом на то, что сделал бы её не больше, чем за 4 часа, и взял бы 1200. Как оказалось ошибался. Провисел я в задачей сутки. Самое обидное в том, что, как выяснилось позже, то ли Миша неправильно понял задачу преподавателя, то ли описание мне написал неверно, но препод не принял работу. Третья часть, завершающая, и есть переделка второй под точное описание работы. Это графический редактор блок схем, который мог бы быть лучше, но времени было мало. О том, что работа не принята и её надо переделывать Миша сообщил за два дня до сдачи. За третью часть я взял 1200, без скидки взял бы 2500, так как работы было достаточно - надо было дорабатывать структуру классов и тестирование нужно было довольно въедливое. А самое ужасное, что в это же время нужно было срочно сдавать диплом Ане и я был в дикой запаре.
  Кстати, Миша неплохо работает с 3D. Присылал мне некоторые свои работы, мне понравились. Если кому нужен специалист такого плана - обращайтесь ко мне - покажу работы и дам контакты.
  Вторая студентка - Аня - девочка, которую на меня направил @ivan_feanor еще осенью 2009ого, для помощи в написании диплома. Тогда у меня было достаточно времени и я согласился бесплатно помочь сделать дипломную программу на C#. Однако, за данным обещанием Аня пришла в самую жаркую пору для меня - в мае. Но, как говориться, назвался груздем - полезай в кузов - денег за работу я не взял, хотя заморочек было предостаточно... И ничуть не пожалел. Аня расплатилась натуральными продуктами - один раз принесла громадный пакет фруктов (война с кокосом была, наверное, слышна соседям через два этажа), всегда угощала бутербродами, когда я приезжал к ней и, самое неожиданное, ближе к окончанию работы она принесла моей Маше (!) цветущую глоксинию в горшке и духи. Тогда Маша первый раз сказала, что обожает мою работу фрилансером - лучшей награды и не надо. Хотя для обычного заказа запросил бы тысячи три - четыре.
  Следующий диплом, к которому я приложил свою руку - работа для студентки СибГАУ, Маши, моей хорошей знакомой. Интересная работа по симуляции информационной атаки на моделированную организацию. Делали вдвоем с @ivan_feanor'ом, а точнее, я советовал и помогал. В качестве платформы для разработки выбрали Adobe Flex - Иван как раз углубился в его изучение в то время. Большую часть сделал Ванька, так что не позволю себе выложить эту работу в свое портфолио. Я потратил только день, но потратил его здорово - мы собрались с Машкой и Иваном у него дома и коллективно, разбив работу на части, кодили. Закончился только этот день не очень - у меня полезла аллергия, но об этом позже. В качестве оплаты был вечер на природе с шашлыками. Если бы делал сам полностью, запросил бы 2000-3000 рублей.
  Воспоминания о последнем в этом году студенте не вызывают у меня ничего хорошего. Работа с ним может послужить хорошим уроком того, что не все заказы стоит принимать, даже если тебя попросили. Навел на меня этого студента мой хороший товарищ Владимир. Попросил помочь разобраться с сайтом на Joomla!. Сам же парень (да, я не помню его имени), когда пришел, попросил написать ему практическую часть диплома по разработке сайта. Сайт, естественно, он сам не делал. Я, рассчитав, что займет это у меня часа 4 (по факту вышло 5), и стоить будет 1200 рублей, сделал ему скидку 50% - до 600 - по наводке друга все таки. Работу выполнил отлично (чесна, чесна) - 38 страниц подробнейшего описания создания сайта со скриншотами и прочими плюшками, больше просто выжать было невозможно. По этому описанию разобрался бы даже школьник начальных классов, если бы у него был созданный шаблон. Когда парень пришел забирать готовую работу, он попросил объяснить, как же все это работает. На мой ответ, мол, прочитай работу и все поймешь, он мне ответил, что времени и так мало осталось и читать ему не с руки. Тут то я и понял, что парень - дуб. Он меня просил объяснить, где тут программирование, а я ему пытался объяснить, что тут только верстка и настройка. Он требовал описать структуру базы данных и, когда я ему дал скриншот структуры базы данных Joomla!, он даже с третьего раза не понял, что у всех сайтов на Joomla! такая структура - и отличия от других только в данных. Он указывал мне, что ему надо объяснить, как подключается css файл.. Тут я не выдержал - чуть не послал его, он мне чуть не врезал, короче, еле миром разошлись. Он ушел, сказал, что позвонит и будет задавать вопросы, но, к счастью, не позвонил.
  В общем, к следующей сессии, я буду уже брать нормальные деньги за свою работу, ибо уже есть портфолио по учебным работам и меня обещали советовать все мои студенты, кроме, конечно, последнего.


Фриланс и другая работа
  В последнем моем посте я писал, что начал работать с энтузиастами проекта fonline. Дык вот, как начал, так и закончил. Разобрался в форуме VBulletin, нашел подходящую по стилю шкурку, добавил хаки некоторые, выложил на свой хостинг, показать другим участникам, а потом найденный мною стиль должен был доработать местный дизайнер и отдать мне на верстку. Дизайнер так и не откликнулся - вот уже больше месяца жду. Но нет худа без добра - я познакомился с одним очень интересным человеком - Зератулом. Он разрабатывал этот форум до меня и был мне кем-то вроде куратора. В один замечательный день он мне сделал предложение - разработать мультиплеерную игру на flash'е. Подробности раскрывать не могу, уж простите. Скажу только стоимость. Взялся за работу за 800 долларов. Вся работа разбита на три части - одноплеерная игра без плюшек, сетевой режим и всевозможные примочки. Первую часть уже сделал - получил за нее 300$. Пока что это моя самая большая фрилансерская прибыль. Как игра будет готова - обязательно покажу.
  Не могу не сказать про webmoney - первый раз столкнулся с этой платежной системой - Зератул через нее переводил деньги. Ужас! В Яндекс деньгах я бесплатно ложу деньги на счет через карту Альфа банка, вывожу деньги на эту же карту, платя 3%, и кучу сервисов оплачиваю бесплатно! Вэбмани я использовал для оплаты книжек в озоне, оплаты сотовой связи, а остаток вывел. Оплата книжек: процент за перевод из долларов в рубли (не считая курса), процент за перевод денег в озон. Оплата сотовой связи - по той же схеме. А вот вывод денег - это вообще сказка. Просто так выводить дорого - есть специальные агенты для этого. Переводишь на их счет деньги, а они тебе в реале наличкой отдают. Услуги их стоят 4%, но, как будто этого мало - вэбмани сама еще берет процентик (2% кажется) за перевод денег между счетами. В общем - не айс. Буду стараться избегать.
  Были и другие предложения по работе. Приходили и на почту и сообщениями на фриланс-биржи. Некоторые были совсем не в мою тему, мне даже один раз предложили работу копирайтера-переводчика, возникает вопрос, как люди читают резюме. А некоторые предложения были довольно хорошие, например, постоянная аутсорсинговая работа php программистом на какую-то компанию. В другой раз бы согласился, но в тот момент работы было просто много.
  Так же я пробовал устроиться на постоянное место работы на полдня. Фриланс прет, но мама и девушка уже мягко намекали на хоть какую-то стабильность в доходе. Попытался прорваться в Красноярскую ассоциацию дизайнеров. Получил тестовое задание и.. провалил его. Простой сайт на Joomla!, правда с хитрой главной страницей. Провалил потому, что не успел нормально довести - студенты убили все время. К сроку сдал, что смог, но этого оказалось мало.
  Так же пролетел с одним интересным человеком - Ричардом Вилкинсоном. У нас в Красноярске, в Академгородке, есть контора, в которой работают и русские ребята, и из Германии спец, и из Англии. Компания занимается разработкой программ на .NET для европейских заказчиков. И частенько случается так, что к ним обращаются по вопросу создания сайтов те же заказчики, с которыми они работали. Понятно, что прибыль терять не хочется и англичанин Ричард, что в должности технического директора этой компании, начал искать спеца по php и Joomla!. Вышел на меня через твиттер (вива ля тви!). Мы с ним встретились, поговорили, и сошлись на том, что я должен подготовить ему пример сайта, для оценки моих способностей. Я не успел ничего сделать. Опять же из-за студентов. Просто не рассчитал свои силы - работал на убой и, даже когда выдавалась свободная минутка, заниматься другими проектами просто не мог. О потери этой работы я действительно жалею. Если, среди читающих меня, есть хороший спец по веб программированию и верстке, желающий рассмотреть вариант проектной работы (есть работа - работать в офисе, нет работы - отдыхать) в небольшой международной компании, в экологически чистом районе Красноярска, прошу написать мне - я могу попробовать предложить вашу кандидатуру Ричарду.
  Все удачи и провалы дали мне большой опыт. Работая на постоянном месте никогда бы не набрал такого опыта в общении с людьми и, главное, в планировании работы и определении сроков. Этот опыт для фрилансера не менее важен, чем, профессиональный. Наверняка, из-за отсутствия этого опыта, даже спецы своего дела первые месяцы фриланса сливают работы.


Coworking
  Одно из главных событий за эти пару месяцев произошло во время пьянки (ну кто бы сомневался). В конце мая, на выходных, сообщество Красноярских фрилансеров на free-lance.ru родило идею встретиться вживую и съездить на природу. Желающих было достаточно, но, почему-то, пришло всего три человека: организатор всего действа - Вадим Байкалов, я и Костя Красильников. Чуть позже, уже на природу, приехал Сергей. Общаясь с ними я узнал, что Костя и Сергей работают вместе в офисе, по схеме coworking. Схема представляет из себя вот что: несколько свободных специалистов собираются и работают вместе в одном офисе - это позволяет брать более крупные проекты вместе, лучше организовывать общение, а так же перекладывать с себя некоторые обязанности на других, например работу с клиентами. Костя - менеджер по работе с клиентами, а Сергей - директор и организатор, а так же главный спец по верстке, флэш анимации и дизайну. На встрече мне предложили работать с ними и я согласился, в надежде на опыт и советы этих ребят.
  Компания ребят подобралась интересная - один Сергей чего стоит. Сейчас ему 21 год, работает с 13 лет, уже является руководителем компании s4peoples и организатором coworking офиса. Позитивная мечта - поставить в комнате отдыха (ну или в части офиса, которая является зоной отдыха) большой плазменный телевизор, купить игровую приставку, гитароконтроллеры и играть на перерывах в Guitar Hero. Костя уже опытный менеджер, обрабатывает и местных заказчиков и на интернет-биржах выбивает работы. Так же есть два парня: Тима - дизайнер-верстальщик и Вадик - верстальщик-копирайтер.
  Сейчас я большую часть времени работаю с ними в одном офисе, при этом оставаясь свободным специалистом. Не совсем все так, как мне обещали - остальные ребята, работающие с нами больше все таки наемные сотрудники, чем фрилансеры, так что это не 100% coworking, но меня это не беспокоит. Одна из работ, сделанных в сотрудничестве с этими ребятами - верстка форума vBulletin (опыт fonline пригодился) для портала bubblebublim.ru. Взялся за него с закрытыми глазами - выбора особого не было. Работы оказалось такое дикое количество, а сроки такими небольшими, что я несколько дней подряд вставал в 5 утра и ложился около 11 ночи, для того, чтобы успеть сделать его. Был момент, когда я почти сломался, но все таки взял себя в руки и справился. Сейчас эта работа занимает почетное место в портфолио. Конечно, оплата работы была не совсем адекватна - Серега заплатил за нее всего 3000. Из разговоров ребят я узнал, что верстка с нуля блога на wordpress - самой простой верстки для CMS, стоит 3000, а верстка vBulletin - одна из самых тяжелых. Но бучу поднимать не стал - это, все таки, была проверочная работа.
  После этого неделю почти ничего не было - это дало мне возможность закрыть свои дела, почистить файлы на компах и вообще привести мысли в порядок. Собственно этот перерыв мне и дал возможность вернуться в онлайн.
  А вот только что я получил новую работу по верстке, сейчас буду заниматься ей. :)


Жизнь
  Событий много.. Освещать все не имеет смысла, но некоторые вещи расскажу.
  Во-первых, открыл велосезон. В первый же день упал и содрал себе пол ладони. Пока катаюсь в городе, но хочу куда-нибудь длинный тур сделать. Тут в твиттере увидел фотоотчет твипла, который на велосипеде проехал маршрут Красноярск-Лесосибирск, 280 километров. Завидую.
  Во-вторых, у меня выскочила аллергия. Никогда не было аллергии в жизни, а тут ноги и туловище покрылись волдырями с десятирублевую монету. Началось, кстати, после выезда на природу с фрилансерами. Врач запретил практически все - жареное, алкоголь, красное и оранжевое (помидоры, апельсины и т.п.). Несколько дней вообще был пай мальчиком - пил таблетки, ел мясо на пару, кашку овсяную.. А потом само по себе прошло. Вклад в подрыв здоровья внес дикий безостановочный режим работы со студентами - стресс вымотал организм полностью.
  После этого, кстати, посчастливилось почитать книжку Яны Франк - Муза и чудовище. Она меня прям с ног на голову поставила - кучу ошибок, которые я совершаю при работе просто оголила. Решил работать по её схеме - 45 минут работы, 15 минут - переключаешься на что-нибудь другое. Пусть не всегда получается придерживаться этого, но мне нравится. Даже хочу написать программку под Linux для следования этому режиму работы. Стало спокойнее и веселее работать. И срывов не бывает, когда вырубаешь всю работу и включаешь жвачку для мозгов.
  В-третьих, моя Маша меня вытащила в школу верховой езды. Давно уже пыталась она меня вытащить туда, но я отпирался, и, как выяснилось, зря. Мне понравилось безумно. Пока что был на двух занятиях, но уже есть успехи - на втором занятии почти освоил правильную езду рысью - с подъемами туловища. Вообще довольно тяжело держаться только коленями за бока лошади и поднимать себя мышцами бедер, особенно? в быстром темпе скакуна - мои ноги следующие два дня после занятия мне безжалостно мстили.


Итоги и планы
  Эти два месяца научили меня планировать работу и отдых, показали, что многие мои умения не так хороши, как мне хотелось бы и надо их активно развивать. Опыта у меня довольно мало в области веба, как ни крути, но с моей базой я быстро натработаю его, чем и стоит заняться в ближайшее время. Сейчас в планах сделать тестовый красивый сайт на Joomla!, нужно только макет красивый найти, сделать небольшое приложение с использованием ajax, модуль для Joomla! или хак для vBulletin. Так же в мечтах сделать сайт с использованием html5. Это все позволит мне показать свои возможности не только моим потенциальным клиентам, но и себе, что, наверное, даже более важно.
  Есть еще один крупный план на будущее - уехать в Канаду. Сначала я хотел написать про это отдельный пост, но пока рано - не так много информации об этом, а делать тупой перепост из блогов и форумов, на которых я читал о миграции в другую страну - глупо. Намерение серьезное, так как я искренне считаю, что в России [CENSORED]. В связи с этой идеей нужно учить английский и фиктивно устраиваться на работу - договориться с какой-нибудь фирмой, чтобы приняли в штат на должность программиста и оплачивать им налоговые расходы - стаж играет важную роль в решении комиссии по миграции.
  Вот вроде и подвел итоги прошедших месяцев. Постараюсь больше не пропадать на такой долгий срок, но, иногда это бывает необходимо. Спасибо всем за терпение. ;)


  UPD: приложение, использующее ajax уже готово.

1 комментарий:

  1. Насчёт Канады - правильное решение - и лучше всего это делать через трудоустройство в западной компании и получение рабочей визы. Поработаешь, поживёшь несколько лет и получишьПМЖ

    ОтветитьУдалить