29 апреля, 2010

Фриланс - биржи, сайты и советы


  Неделю назад активно регистрировался на фриланс биржах и читал статьи по фрилансу. Подчерпнул несколько советов, которые хочу передать вам, моим читателям. Регистрировался на трех биржах - free-lance.ru, freelancejob.ru и revolance.ru, так что мой опыт основан именно на их использовании.

Что делать на бирже после регистрации
  Первым делом вся информация. Полностью заполненная страничка (профайл) на сайте - один из залогов того, что внимания заказчика вам будет уделено больше при выборе исполнителя для его работы. Так же в блогах пишут, что больше доверяют тому человеку, который регистрируется под настоящим именем, добавляет фото, открывает много контактов - сотовый, скайп, почту, аську. Видимо меньше страх, что человек скроется в неизвестном направлении. Ну и, конечно - портфолио. На большинстве фриланс бирж, которых я знаю, работа в портфолио представляет собой одно изображение, короткое описание и ссылку - так что мне очень помогло наличие персонального сайта. В качестве ссылки к работе давал ссылку на более полное описание её в портфолио на dymio.net. Есть маленькая хитрушка, которую я не сразу просёк - поле дополнительной информации используют для того, чтобы указать все свои специализации и опыт работы оффлайн - обычно на биржах дают указать одну или две специализации либо денюшку платить за возможность указать несколько, а для опыта оффлайн вообще места не дают.
  Вторым делом - засветиться. Например, на freelancejob.ru, на форуме, ребята презентуют себя, создавая тему вроде "Привет всем", в которой просто здороваются и приглашают посмотреть работы в своем профайле. А вот на free-lance.ru не принято так делать, зато ребята постят в блоги посты с своими новыми работами и приглашениями их оценить. Иногда, кстати, очень жестко оценивают - слово "говно" в комментах так и мелькает порой.
  Так же на free-lance.ru есть сообщества. Сообщество - это набор тематических блогов. В сообщество можно войти для получения возможности писать комментарии и посты, можно подписаться на рассылку. Советую сразу найти сообщества для себя и вступить в них. Во-первых - получать информацию от фрилансеров по теме очень хорошо - в отличие от многих блогов в интернете, тут поднимаются четкие практические вопросы, часто связанные с фрилансом - вроде вопроса оценки работы. А так же очень хорошо можно засветиться, оставив грамотный комментарий - ведь работу не только заказчики могут дать - также довольно часто фрилансеры делегируют часть работы своим коллегам, если она вне зоны их умений. Например частенько дизайнеры ищут верстальщиков, а верстальщики - программистов.
  Ну и третье - общение с потенциальным заказчиком. Первый свой проект я выбил себе именно тем, что написал грамотное предложение, а потом еще и постучал в аську, высказав дикое желание работать. Работа была маленькая - заняла час, получил 300 с мелочью рублей, но все таки это была первая моя работа во фрилансе - я ей горжусь. На хороший проект бывает и 20 предложений. Важно, чтобы ваше предложение было замечено. Так что фраза вроде "Я готов это сделать." не катит. Хорошо сказать, что предложение очень интересно, что есть опыт подобных задач, да и вообще всеми способами привлечь к себе внимание - заказчик отсеивает сразу больше 50% предложений, даже не смотря их, если взгляд не зацепился за текст.

  Дальше - плюшки. Есть отличный сайт в помощь фрилансеру - ayak.ru. На главной страничке этого сайта отображаются проекты 16ти русских фриланс бирж. Я не знаю, полный ли это охват бирж, но там есть все, о которых я когда либо слышал. Есть еще один подобный сайт flance.ru. Он, если я не ошибаюсь, первый подобный в рунете, но, лично для меня, он менее удобный чем ayak, в котором все гораздо лаконичнее и красивее. ИМХО, естественно. Такие сайты могут понять, есть ли в рунете, интересующее вас направление работ, объем этого направление и востребованность. Так же помогают увидеть, на каких биржах лучше всего регистрироваться - где больший поток, интересующих вас задач.

Информационные сайты для фрилансеров
  Есть несколько специализированных сайтов обучения фрилансеров, а так же просто сайты с информацией, статьями и размышлениями на фрилансерскую тему.
  Первым расскажу о kadrof.ru. Этот сайт мне уже пару лет назад на глаза попался и я считал его кладезем информации о фрилансе. Все оказалось гораздо грустнее. Да, можно найти там интересные вещи, но не так много, как хотелось бы.
  Второй - freelancer.com.ua. Много разнообразной информации и новостей о фрилансе, в том числе о основных международных биржах. Советую заглядывать периодически, если интересна тема фриланса не только в России.
  Сейчас о школе. Да, есть специальная школа для фрилансера - freelance-school.ru. Статей много не найдете, но ребята проводят платные и бесплатные семинары по общению с клиентом, о том, как продавать себя на свободном рынке, о бухгалтерии фрилансера. Так же блог fuck-office.livejournal.com, содержащий больше разной информации о фрилансерстве в общем, но все равно, от тех же ребят.
  Блог profreelancing.ru - собрание довольно интересных статей. Мне понравился.
  И самое сладкое последним - myvdele.ru. Сайт сам по себе не только для фрилансеров. Есть много интересных статей для пяти категорий людей - наемных работников, фрилансеров, предпринимателей, инвесторов и, отдельно, для кадровиков. Много что можно подчерпнуть из статей этого сайта. Рекомендую всем.

Бонус
  Ну и в завершении этого длиннющего поста - маленький бонус - сайт porucheno.ru. Это тоже фриланс биржа, но отличающаяся от рассмотренных ранее. Задачи на этом сайте даются самые разнообразные - от встречи человека в аэропорту, до приобретения товаров и пересылки заказчику. Задача побыть "тайным покупателем" для проверки сервиса в магазине заказчика, или мониторинг местных СМИ в поисках определенной информации - вот такого рода работа тут предлагается. Великолепно подходит для людей, которые умеют "крутиться". Сам работать тут не пробовал, так что ничего более подробного сказать не могу.

Эпилог
  Вот пожалуй и закругляться пора. Осталось только одно - рассказать, что я сам получил в первую неделю фрилансерства. Выполнил один заказ - получил 300р. Общался еще с тремя заказчиками, которые узнали информацию обо мне, спросили о ценах и возможностях и... потерялись. Может передумали, а может запомнили меня для будущих работ. И я решился поучаствовать в проекте фрилансеров-энтузиастов для того, чтобы показать себя перед ними и получить хорошую работу в портфолио. Ребята занимаются онлайн игрой по вселенной Fallout. Сайт fonline.ru. Вот его заглавную страницу я сначала должен был верстать, но, немного подумав, идейный лидер проекта отказал мне в этой работе, видимо найдя более авторитетных специалистов, зато отдал мне форум, что тоже неплохо. Вот как раз сейчас и пора им заняться, так что всем счастливо и до встречи.

3 комментария:

  1. Извини за глупый вопрос - а как деньги к тебе пришли? )

    ОтветитьУдалить
  2. Yandex мани. Сказал заказчику номер кошелька, он через терминал отправил мне. Немного попотел - предоплату я не брал - все равно был страх, что кинут, но все прошло как нельзя лучше. Еще и поговорили в аське на тему дальнейшего сотрудничества.

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, я же веду параллельно этот блог и в ЖЖ - там оставил комментарий автор сайта kadrof.ru, о котором я писал выше. В моем ответе суть более развернутое мнение о этом сайте - если интересно - http://dymio.livejournal.com/3748.html?view=676

    ОтветитьУдалить