29 марта, 2014

Человек зрелый и полноценный

Когда отцу приближался тридцатник он начал волноваться о том, чего же он достиг к "возрасту Христа". Тогда мне казалось это странным и это воспоминание, похоже, как-то на меня повлияло и на моё восприятие возраста в 30 лет, к которому я помаленьку подхожу (пару годков осталось).
Я непроизвольно задумываюсь о том, каким я должен стать человеком, которого я сам буду считать зрелым и о котором может так сказать общество. По этому поводу я сформировал на бумаге своё видение человека зрелого и полноценного.


Если честно, то не собирался выкладывать этот текст. Хотел просто записать свои мысли, чтобы вернуться через некоторое время и переосмыслить и дополнить их. Но потом решил, что мне не жалко. Текст простой, без украшений, возможны многие ошибки и вообще он просто здоровенный - как я уже сказал, писался для личного пользования, так что читателя я не жалел.

Жестоко ждать от кого то, что у него появится так много времени и желания для прочтения этого "произведения", осмысления его и формирования комментариев или дополнений, но, если найдутся такие люди, мне будет очень интересно узнать их мнение.
И да, я буду очень сдержан в ответах, даже если кто-то будет атаковать моё эго.


Вступление

Должна быть какая-то планка, уровень, после которого можно сказать о человеке, что он зрелый. Так же должно быть слово, которое определяет, насколько достаточно развит этот зрелый человек. Я для этой цели использую слово "полноценный". Моей задачей стояло определить критерии, по которым можно определить зрелого и полноценного человека. Делаю это для того, чтобы указать для себя некоторую цель общего развития. Не буду говорить отдельно о зрелости и полноценности и человечности, так как не вижу смысла их разделять в данном контексте.

Так же не буду углубляться в фундаментальные умения: умения трудиться, учиться, любить, отдыхать. Ибо считаю их необходимыми для достижения критериев, которые опишу ниже, а говорить о каждом - отдельная тема.


Критерии

Я выделил шесть основных критериев для достижения уровня зрелого и полноценного человека:

- Профессиональность : умение делать работу на высоком уровне качества, при этом оставаясь востребованным на рынке;

- Здоровье : поддержание своего тела в состоянии максимально доступной эффективности или близкой к ней;

- Богатство : наличие денег (и др. материальных ресурсов) не только на покрытие текущих нужд, но и для развития;

- Защищенность : умение защитить себя и своих близких, как минимум, от максимально вероятных угроз;

- Лидерство : умение управлять другими, убеждать в своём мнении, организовывать эффективную работу минимум двух людей;

- Родительство : понимание того, как вырастить своего потомка достойно и заложить в него качества, которые помогут превзойти вас;

Важно понимать, что каждый из этих критериев не стабилен и в каждом нет предела развитию. Достижение критерия это отсутствие ответа "нет" на вопрос наличия у человека характеристики критерия ("Умеешь ли делать работу на высоком уровне качества, при этом оставаясь востребованным на рынке?" - "Ну, вроде как, да", например). Важно понимать, что многие критерии тесно связаны, как, например, "Богатство" и "Защищенность".


Профессиональность

Для того, чтобы уметь делать свою работу на высоком уровне качества, при этом оставаясь востребованным на рынке нужно три условия выполнить.

1. Сознательно понимать то, что ты делаешь и как делаешь. В этом помогает теория и дискуссии. Книги, семинары, лекции и просто общение с другими профессионалами или стремящимися к этому званию людьми.

2. Наличие инструментов и умение с ними работать. Этот пункт коррелирует с первым - тут тоже важна теория, но все же отличается от него в более практичную сторону.

3. Практический задокументированный опыт. Без практики невозможно стать профессионалом, без документированной практики, доказательств своих умений, невозможно быть востребованным на рынке. Говоря проще - этот пункт говорит о портфолио.


Здоровье

Наше физическое тело - единственный известный мне инструмент сознания для взаимодействия с миром. Как любой инструмент он требует умения управляться с ним и ухода. Состояние тела влияет на продуктивность и возможности человека. Поэтому поддержание своего тела в состоянии максимально доступной эффективности или близкой к ней позволяет добиться успехов и в других критериях. Для того, чтобы добиться этой цели нужно уделять ресурсы таким действиям как:

1. Профилактика и лечение заболеваний. Витамины, достаточный обогрев или охлаждение тела, правильное питание, периодический осмотр - всё это является профилактикой. Под лечением я понимаю оперативное устранение появившихся устраняемых заболеваний.

2. Развитие иммунитета. Отличается от профилактики тем, что является не просто действиями на поддержание хорошего состояния здоровье, а развитием умения противостоять заболеваниям и повреждениям. Это осмысленное нанесение своему телу некоторых повреждений для развития умения бороться с более серьезными их формами. Закалка, отказ от лекарственных средств, когда это возможно - это примеры развития иммунной системы.

3. Спорт. Физическая активность необходима для здоровья, а спорт является лучшей формой физической активности. Одним из видов спорта рекомендуется бег, так как он является важным также для критерия "Защищенность".

4. Секс. Так как продолжение рода является одной из важнейших функций нашего тела, то отсутствие половых актов ведет к более скорому умиранию тела, а достаточное количество секса добавляет и физическому состоянию и психологическому. Серьезной проблемой для мужчин является то, что организм подсознательно требует полигамии, а общество ограничивает эту потребность, что заставляет вести сложные и продолжительные разъяснительные беседы с партнером.

5. Тренировка мозга. Даже интеллектуальная работа не дает достаточной тренировки для мозга, так как, обычно, не предоставляет всего разнообразия задач, которые мозг может решать. Нетренированный или однобокий мозг более подвержен своим болезням: слабоумию, сумасшествию, беспамятству. Потому тренировать мозг нужно интеллектуальными играми, вроде го или шахмат, решением головоломок, задач на память, рисованием, созданием музыки, писанием литературы и т.п.


Богатство

В современном обществе деньги позволяют решать задачи быстрее и дают возможности, которых нет без них. Финансовым достатком я называю такое количество денег, которого полностью хватает на все текущие потребности жизни. Богатством же считаю количество денег большее, чем нужно для оплаты потребностей. Остаток денег можно использовать для развития - именно он и определяет богат ли ты. Соответственно, богатым можно быть не только увеличивая количество денег, но и ограничивая свои потребности. Важными задачами для достижения богатства считаю:

1. Контроль своих финансов. Домашняя бухгалтерия и бюджетирование являются инструментами планирования, которые помогут выбрать правильные действия для того, чтобы стать богатым.

2. Вести накопления. Умение копить позволяет собрать нужные суммы для решения многих задач, в том числе обеспечения защищенности и достижения богатства. Наличие запаса денег на месяц или два жизни помогут совершать рискованные, но прибыльные поступки, без риска банкротства. Режим, в котором ты живешь на деньги, заработанные в прошлом месяце, а зарабатываемые в этом, откладываешь на следующий, позволяет строить идеальные финансовые планы на этот месяц.

3. Умножать деньги. В мире достаточно средств для умножения денег, но ими нужно уметь пользоваться, чтобы умножать на положительное число. Акции, ПИФы, вклады и прочие инструменты требуют тщательного изучения перед их использованием, но обещают принести хорошую пользу.


Защищенность

Помимо того, что умение защищаться и меры по обеспечению безопасности могут спасти жизнь, здоровье и финансы свои или близких, это еще дает спокойствие и уверенность, помогающие решать задачи и радоваться жизни. Следует заниматься обеспечением следующих видов безопасности:

1. Физической. Умение убегать и сражаться помогут сберечь шкуру. Умение пользоваться орудиями защиты и наличие средств физической безопасности (типа хорошего замка) помогут в этом. Рекомендуется развивать умение бегать, знать основы вождения транспортных средств, знать и уметь применять приёмы рукопашного боя, боя с холодным оружием, уметь пользоваться на базовом уровне огнестрельным и метательным оружием. Бонусом рекомендуется знать основные тактики и навыки выживания вне цивилизации на той географической территории, на который находитесь.

2. Информационной. Современный мир построен на обмене информацией - многие критические точки нашей жизни функционируют благодаря информационным каналам. Информация требует защиты не меньше, чем любая другая собственность. При этом я не имею ввиду панику с отслеживанием передвижений или чтением электронных писем службами гос безопасности - это норма нашего общества - очень большая часть нашей информации будет открыта, хотим мы этого или нет. Но есть критическая информация, безопасность которой нельзя доверять ни сервису обмена информацией, ни сотрудникам служб. Необходимо иметь навыки работы с шифровальными программами, разбираться в сертификатах безопасности и их применении, уметь обойти заблокированные каналы связи (proxy, VPN и т.п.), уметь скрывать свои действия в сети или маскировать их. Так же как и в реальной жизни государство не всегда может защитить тебя и приходиться защищаться самому (доказывая потом в суде самозащиту), так и в сети иногда нужно уметь нарушить запреты для защиты себя и своей собственности в критических ситуациях.

3. Юридической. Незнание не освобождает от ответственности перед законами общества, в котором живёшь. Так что защита своей свободы от них тоже нужна. Необходимо знать те аспекты законов, которые могут с наибольшей вероятностью пригодиться в тот момент, когда нужно принимать решение без возможности навести юридические справки. Знание разрешенного уровня самозащиты в различных ситуация, краеугольных моментов трудового кодекса и подобного помогут принять максимально эффективное безопасное решение в сложных ситуациях.

4. Финансовой. Заначка на черный день, как обеспечение кратковременной финансовой безопасности, или накопления на старость, в качестве долгосрочной перспективы, помогут защититься от бедности или внезапной неспособности выполнить финансовые обязательства.


Лидерство

В одиночку человек очень ограничен в своем развитии и в уровне задач, которые он может решить. А для того, чтобы принимать решения в команде, выполнять свои задачи, а не задачи других, нужно быть ведущим, а не ведомым. Для этого нужно обладать тремя важными умениями:

1. Убеждение. Умение донести свою мысль и убедить людей следовать ей. Умение, которое пригодиться во многих аспектах жизни.

2. Управление. Умение организовать действия людей таким образом, чтобы они приносили максимум пользы в тот период времени, что необходим и с теми последствиями, что требуются.

3. Ответственность. Умение правильно определить уровень ответственности, который способен взять, и качество не отступиться от неё рождают доверие людей и желание следовать за тобой. Чем больше ответственности сможешь брать, тем больше/качественнее людей способен будешь вести за собой.


Родительство

Каждый родитель несет ответственность за своего ребенка. Самые основы того, каким будет человек закладываются до рождения в генах и в раннем возрасте. С каждым годом все сложнее меняться, а некоторые вещи, заложенные в первые годы жизни, уже нельзя исправить. Но построить из маленького человека ровно то, что нужно родителю просто невозможно. Мы можем только немного корректировать его поведение и обеспечить некоторые вещи для роста и развития ребенка:

1. Ресурсы. Игрушки, своевременно возрасту, правильная музыка, качественные книги, впечатления от новых мест, инструменты созидания, такие как карандаши, музыкальные инструменты и компьютер, спортивная утварь. Нельзя заставить ребенка что-то делать, но можно предоставить ему большой выбор хороших и качественных занятий.

2. Действия. Это уроки, совместные игры, занятия, поездки и любые другие мероприятия, направленные на развитие ребенка. Многие ресурсы из пункта выше бесполезны, если не поддерживаются программой обучения.

3. Сервисы. Родителей недостаточно для развития ребенка. С одной стороны потому, что у родителей еще своя жизнь и задачи есть, не связанные с дитём, а с другой стороны потому, что необходимо общение с внешней средой. Поэтому используются различные развивающие сервисы: кружки, садики, спортивные секции, онлайн-сервисы, няни, тренера и т.п. Задача родителя тут - выбрать лучшие из возможных.

4. Ты. Ребенку нужно твоё время для общения с тобой. Ты - учитель, ребенок слушает тебя и верит тебе. Ты - гарант безопасности ребенка, а значит его спокойствия и уверенности в себе. Так же ты - пример для ребенка и это, наверное, самое важное - будешь ты или положительным примером или отрицательным, но ты точно оставишь большой след в его жизни.


Дополнительно

Мной был рассмотрен еще один критерий, но я его отверг - "Культурность". Понимание основ культурных направлений (изобразительное искусство, музыка, литература), умение вести беседу о них, осведомленность в основных современных культурных событиях. Никогда не любил на уроках литературы "препарировать" произведения и выискивать в них тайный смысл - для меня правильное культурное образование и развитие это просто "потребление" продуктов культуры и искусства без фона в виде истории создания и мнения критиков, формирование своего мнения о них, выделение лучших и возвращение к ним через года для переосмысления.


Заключение

Не обязательно быть зрелым и полноценным человеком, чтобы прожить успешную и счастливую жизнь... Но это должно помочь.


PS

Этот пост изначально был опубликован мной в Google Plus, так что даю ссылку на него - там уже люди оставляли комментарии.